Апанаевская, Вторая соборная – один из старейших мусульманских храмов, центр передового исламского образования, ставший вторым домом для многих литературных и политических деятелей. Возрождение Апанаевской мечети было делом жизни для имама Валиуллы Якупова: оно знаменовало новый этап развития религиозной общины Казани.Когда Екатерина II посетила Казань в 1767 году, к ней обратились с просьбой наиболее уважаемые представители мусульманского населения. Они просили разрешить строительство каменных молельных домов в Татарской слободе. Императрице понравились и дары, поднесенные татарской общиной, и гостеприимство татар, поэтому она дала личное разрешение на возведение двух каменных мечетей в пределах Старо-Татарской слободы. Деньги на строительство выделил богатый купец Якуб Султангалеев, и работы начались в 1768 году. Мечеть была нужна как в религиозном плане, так и в бытовом: за неимением свободного места обряды совершались непосредственно на территории суконного завода Султангалеева. Для этого на чаны клали доски, на которых верующие читали намаз. Богослов и ученый XIX века Шигабутдин Марджани описывает случай, когда мулла упал прямо в котел во время совершения обряда. Султангалеев не остановился только на финансировании строительства мечети, он вместе со своей женой помогал наемным работникам возводить кирпичные стены. Также он привез мастера из Москвы, который перекрыл железом крышу. В Казани таких специалистов не нашлось. Здание выполнено в стиле русского барокко, которое отличает множество красочных деталей. Но архитекторы постарались использовать и элементы татарской культуры, например характерный для мусульманской архитектуры цветочно-растительный рисунок. Строительство было завершено в 1771 году. В 1788 году Якуб Султангалеев умер, и заботу о мечети взяла на себя другая богатая купеческая фамилия – Апанаевы, владельцы нескольких мыловаренных и кожевенных заводов. К тому времени вокруг мечети сформировалась община, которая по большей части состояла из купцов и торговцев. Они вкладывали большие деньги в ее содержание, и поэтому она обрела в простонародье еще одно название – Байская, «мечеть богатеев». Апанаевское медресе могло позволить себе хороших преподавателей, и именно здесь формировалась новая образовательная система, например разрабатывались учебники по истории, ценившиеся и в других учебных заведениях. В типографии купца Апанаева тысячными тиражами печатались религиозные и светские книги. За счет грамотно выстроенного учебного процесса в медресе не ослабевал интеллектуальный накал, из его стен вышли видные татарские религиозные и общественные деятели: писатель Галиаскар Камал, политик и публицист Гаяз Исхаки, юрист Садри Максуди, ученый, историк, общественный деятель Ахмат-Заки Валиди и другие. Медресе прекратило свою работу исключительно из-за прихода советской власти. Апанаевская мечеть долго стояла полуразрушенной. В советское время ее частично перестроили, снесли минарет, добавили третий этаж и сделали из мечети детский сад. В 1995 году здание передали медресе «Мухаммадия». В 2007 году началась комплексная реставрация мечети в рамках государственной программы «Мирас». По сохранившимся фотографиям начала XX века архитекторы смогли восстановить часть интерьера. Мастера попытались воспроизвести рисунок на изразцах и лепнину, так что сегодня можно примерно представить, как во времена своего расцвета выглядела мечеть изнутри. И только в 2010 году состоялась официальная церемония передачи здания религиозной общине. Официально обновленная мечеть открылась 2 декабря 2011 года в присутствии Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова, представителей федеральных властей, Духовного управления мусульман РТ и рода Апанаевых. Имам-хатыбом мечети, отдавшим много сил на реставрацию и развитие храма, был религиозный деятель и ученый Валиулла Якупов. Жизнь его трагически оборвалась, когда 19 июля 2012 года он был тяжело ранен у своего дома. |
Качества
|