пропустить
Булгарские подвески

Булгарские подвески

Булгарский «звериный стиль» повлиял на ювелиров Поволжья, Урала и Зауралья, витые булгарские браслеты цитируются современными ювелирами, а серьги и подвески и сейчас восхищают тонкостью исполнения. Красота этих украшений неподвластна времени и актуальна даже в XXI веке.

Во второй половине XIX века археологи впервые обнаружили булгарские височные подвески, выполненные с филигранной точностью из золота самой высокой пробы.

За несколько веков существования булгарское ювелирное искусство впитало гуннские, скифские, сарматские и византийские приемы и особенности. 

Эти навыки позже унаследовали татарские ювелиры, а анималистические узоры, ставшие визитной карточкой булгарского «звериного стиля», можно проследить и в украшениях, созданных на территории Урала и Зауралья.

В 1998 году собрание древностей Татарстана пополнилось новым уникальным изделием – золотой подвеской с фигуркой птицы, украшенной зернью (золотыми шариками) размером от 0,01 мм. Такие ювелирные изделия булгарские женщины носили в составе длинных украшений – матерчатая полоска шла от височной головной повязки вниз на 40–60 см, и на ней размещались подвески.

Создание такого изделия требовало от мастера огромного терпения, упорства и мастерства. Само украшение сделано в виде разомкнутого кольца с тремя полыми бусинами. Как правило, ювелиры использовали от 316 шариков зерни на одну бусину, но в этой подвеске булгарские мастера превзошли сами себя, использовав 448 шариков. Нехарактерен и выбор материала: с золотом булгарские ювелиры работали редко, основным сырьем было серебро, в основном это «закамское серебро», а порой в ход шли и переплавленные персидские монеты.

Татарское ювелирное искусство работы по золоту и серебру – алтынчылык, кемешчелек – унаследовало древние булгарские традиции: татарские ювелиры доработали технику зерни, а также освоили мастерство филиграни, выплетая из драгоценных нитей сложные узоры.

Многое из того, что создано в Волжской Булгарии, дорабатывается и переосмысливается современными ювелирами, витые браслеты, серьги, ожерелья и височные подвески – подобные модели можно заказать у мастеров в частном порядке. Также важно помнить, что булгарские украшения никоим образом не повлияли на дом украшений Bvlgari: его работы, скорее, вдохновлены греческими и римскими образцами. 

Качества

Традиция
Мастерство

Татарское ювелирное искусство многое унаследовало от булгарских ювелиров, однако практически полностью был утерян символический фон многих булгарских украшений, имевших общественное и религиозное значение

Национальный музей Республики Татарстан

Булгарский «звериный стиль» повлиял на ювелиров Поволжья, Урала и Зауралья, витые булгарские браслеты цитируются современными ювелирами, а серьги и подвески и сейчас восхищают тонкостью исполнения. Красота этих украшений неподвластна времени и актуальна даже в XXI веке.