Казанский Богородицкий монастырь был центром православной общины с момента основания и оставался таковым даже в смутные годы советской власти; в течение многих столетий его посещали паломники из самых разных мест, жаждавшие встречи с чудотворной иконой Казанской Божией Матери.До революции Казанско-Богородицкий монастырь был главной «туристической» достопримечательностью Казани. Паломничество к чудотворной Казанской иконе Божией Матери и крестные ходы приносили до 70% годового бюджета города. История монастыря неразрывно связана с одной из самых почитаемых в России икон – чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Об обретении иконы рассказывает красивая легенда: патриарх Гермоген писал, что икону обрела Матрена, юная дочь городского стрельца Онучина. Ей трижды являлась во сне Богородица, велевшая отправиться на пепелище сгоревшего дома. 8 июня 1579 года Матрена пошла на пожарище и, как пишут в житиях святых, немедленно обрела икону, сиявшую свежими красками. Гермоген, присутствовавший при обретении, не смог сдержать слез. О пережитом он писал скупо, но чувственно: «каменносердечен сый, обаче прослезися и припал к чудотворней иконе». На месте явления иконы и был основан девичий Богородицкий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона Онучина, скромная и благочестивая послушница, всю свою жизнь посвятившая делам монастыря. 8 июля по старому стилю (сейчас – 21 июля) 1595 года начали праздновать день обретения Казанского образа Божией Матери. Позже появился еще один праздник в честь иконы, который отмечается 22 октября (4 ноября по новому стилю) – сейчас это День народного единства. В этот день в 1612 году народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободив Москву от поляков. Князь Пожарский вступил в город с Казанской иконой Божией Матери. Подлинник иконы после похода 1612 года был возвращен в Богородицкий монастырь Казани, а списки были взяты и в Москву, и в Санкт-Петербург. Икона долгое время значилась официальной покровительницей рода Романовых, с ней связывались важнейшие события в истории: Петр I был наречен всероссийским императором именно 22 октября (по старому стилю) 1721 года, Михаил Кутузов посвятил победу над французами иконе Казанской Божией Матери и отдал все отбитое донскими казаками у неприятеля серебро Казанскому собору Санкт-Петербурга, в котором и хранился список. Долгое время еще в сознании русского народа название губернского города Казань ассоциировалось прежде всего с чудотворной иконой. В ночь на 29 июня 1904 года страшная новость потрясла Казань: вор Чайкин с подельниками украл икону Казанской Божией Матери. Будучи пойманным, он заявил, что сжег ее. Образ пропал бесследно. Многие современники посчитали тогда, что пропажа иконы – знак будущих кровавых событий. После революции в Казанском Богородицком монастыре еще действовала православная община. Это стало возможным благодаря символическому значению монастыря, повергавшему в робость даже убежденных советских атеистов. Потому именно Богородицкий монастырь стал приютом для святынь кремлевских храмов. Печальный и торжественный момент передачи святынь зафиксирован в свидетельствах, увы, безымянного очевидца: «Под покровом темноты, в темную осеннюю ночь печальное шествие двинулось из Кремля к Казанскому монастырю. В глубоком молчании, без колокольного звона, без священных песнопений двигалось шествие по пустынным улицам города: военное положение запрещало жителям выходить на улицы после 7 вечера. Так, не видимые никем, шествовали святители Гурий и Варсонофий по улицам своего града, изгнанные из своих обителей, чтобы найти приют под покровом Божией Матери.<... > Наконец шествие достигло святых ворот монастыря. Ворота тотчас закрылись за шествием, и мощи были внесены в храм и поставлены на приготовленное место – у южной стены. Двери храма были заперты, и началось трогательное ночное служение – молебствие. Мощи святителей были спасены в стенах обители Казанской Божией Матери…» Несмотря на особый статус монастыря, общину все-таки перевели в Петропавловский собор в 1920 году, а сам монастырь был частично разрушен. Поначалу власти решили разместить на территории обители киностудию, но проект просуществовал совсем недолгое время. Интересно, что в штат киностудии тогда был зачислен Иван Пырьев, несколько лет спустя ставший директором Мосфильма. Казанской «фабрики грез» не получилось, на ее место пришло другое производство – табачная фабрика, работавшая вплоть до середины 60-х годов. Первой, в 1994-м, вернулась к жизни крохотная Софийская церковь, состоящая, по сути, из одной маленькой комнаты. В 2005 монастырь возродился, однако уже в статусе мужского. Самое важное событие в новой истории монастыря произошло 21 июля 2005 года, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Казанской епархии Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери, полученный им от представителей Папы Римского годом ранее. Вывезенный после революции список, в 1993-м попал в Ватикан, Иоанн Павел II молился перед ним два раза в день. С возвращением чудотворного списка связано возрождение и самого Богородицкого монастыря. Вновь паломники со всей России и из-за рубежа стали приезжать в храм – к святыне христианства. |
Качества
|