С ранних лет Габдулла Тукай приучился много и продуктивно работать: еще до того как он избрал слово своим инструментом, Габдулла занимался крестьянским трудом в селе Кырлай. Сейчас здесь находится один из самых красивых музеев великого татарского поэта.Музей обрел статус государственного только в 1976 году, а до того существовал исключительно на общественных началах. В 1979 году для музея было построено здание по проекту Баки Урманче. Великий художник воссоздал усадьбу зажиточного крестьянина Сагди, в доме которого будущий поэт жил в 1892–1895 годах. Отметим, что Урманче много работал с наследием Тукая, ему принадлежит дизайн лучших обложек для книг поэта. В двухэтажном деревянном особняке, сбитом из соснового бруса, расположились шесть залов, посвященных жизни и творчеству Тукая. Пусть Габдулла провел в Кырлае всего пять лет, по его заверениям, именно здесь в нем пробудился вкус к литературе: по вечерам в усадьбе обязательно читали вслух, а из школы Тукай приносил книги для домашнего чтения. Проводя выходные дни в трудовых заботах (а скорее, смотря на то, как Сагди работает в поле, выгуливает скот и управляется по дому), Габдулла приобщался к крестьянской жизни и вдохновлялся рабочим ритмом, который впоследствии воспроизвел, уже работая со словом. Вспоминая детство, поэт говорил: «Я не только хорошо учился, но стал пригодным для кое-каких работ. Так, я должен был по утрам открывать трубу, вязать снопы соломы для топки, гнать корову в стадо, встречать ее и т. д.». Скорее всего, в Кырлае он услышал страшную сказку о Шурале, которая легла в основу его знаменитой поэмы: скульптура легендарного лешего находится позади музея у пруда с мостиком. Здесь же есть и памятник водяной («Су анасы»), сказ о которой Тукай также подверг литературной адаптации. Музей посвящен не только короткому пребыванию Тукая в Кырлае, два зала на первом этаже повествуют о детских годах поэта, о его жизни в Казани и Уральске. На втором этаже картины, написанные по мотивам произведений Тукая: жуткий и устрашающий Шурале с полотна Аршинова, его же «Су анасы» с томно опущенными глазами. Помимо картин художников, на втором этаже музея выставлены детские рисунки и поделки. Целый зал отведен исключительно быту села и современников Сагди – так посетители могут прочувствовать среду, в которой формировалась личность поэта. Один из залов музея посвящен только творчеству Габдуллы Тукая. В течение жизни поэт издал 33 книги. Он переводил Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Шиллера, Байрона, Гете, Гейне, был активным публицистом, критиком и общественным деятелем. Здесь лежат оригиналы его книг, томик Пушкина и даже молитвенный коврик. Музей позволяет больше узнать о том, как проходило детство Тукая, не из официальных литературоведческих статей или книги «Жизнь замечательных людей», а из самых достоверных источников: предметов, из которых складывался его быт. Алина Сафиуллина |
Качества
|