пропустить
Петропавловский Собор

Петропавловский Собор

Каждый храмовый комплекс в сущности становится «местом силы», вокруг которого формируется духовное сообщество. Петропавловский собор – место вдвойне особенное: именно здесь собиралась вся православная община, когда другие храмы были закрыты.

Деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла стоял на месте современного собора практически с момента взятия Казани. Рядом была возведена и каменная церковь в честь святых братьев-бессребреников Космы и Дамиана.

По легенде, казанский купец Иван Михляев перестроил старую церковь в Петропавловский собор в честь императора Петра Великого, направлявшегося в Персидский поход. Когда император прибыл в Казань, он расквартировался у купца в гостях. Как известно, Михляев управлял казенным суконным заводом и делал это весьма хорошо – своим визитом Петр благодарил Михляева за службу.

Согласно другой версии событий, Михляев задумал перестраивать храм еще за два года до прибытия государя в город. У него явно было время поразмышлять на тему строительства, поскольку вид на старую церковь открывался прямо из его окон; к слову, сейчас дом Михляева является старейшей из гражданских построек Казани.

За четыре года был возведен высокий храм, но когда стройка уже подходила к концу, свод обрушился, из-за того что храм строили местные мастера, никогда не сталкивавшиеся с настолько масштабным проектом. Михляев не собирался отказываться от грандиозной идеи, и по распоряжению Петра I из Пскова приехали мастера, перестроившие храм. По одной из версий, в группе приглашенных строителей был флорентийский зодчий.

Петропавловский собор был возведен в 1726 году в стиле старомосковского барокко – двухэтажный бесстолпный храм с высотой купола 38 метров. Общая высота собора составляет 52 метра! Из-за богатства сохранившейся лепнины в свое время его называли «каменными висячими садами Казани». Тогда же возвели и не менее богато украшенную колокольню высотой 49 метров.

Собор много раз горел в XVIII веке, был разграблен во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, несколько пожаров случилось и в XIX веке, но каждый раз храм реставрировался и ремонтировался. Восстанавливался он в основном на приходские деньги. Благодаря упорству и любви к собору прихожан его облик практически не менялся и дошел до нас в уникальной сохранности.

Купцы Унженины в течение нескольких поколений занимали должность церковного старосты и вкладывали средства в поддержание собора. В конце XIX века потребовалась более основательная реставрация, ее обеспечил купец Кливов, израсходовав на ремонт 77 000 рублей – сумму, по тем временам колоссальную.

Политика советских функционеров не сулила ничего хорошего большей часть храмов и мечетей Татарстана: они закрывались, помещения отдавали под общежития, кинотеатры и склады. Петропавловский собор, как и мечеть аль-Марджани, в течение долгого времени оставался единственным общинным центром, но в 1931 году началась масштабная кампания по закрытию храма. Пока собор требовали отдать «под клуб, читальню или библиотеку», Петропавловская община тем временем принимала к себе верующих из храмов, которые уже были закрыты: Казанско-Богородицкого монастыря, Грузинской церкви, Феодоровского монастыря. Прихожане других церквей приносили в собор иконы, утварь, хоругви, стараясь сохранить их от вандалов.

В 1938 году в Казани прошли массовые аресты священников, в том числе арестовали и клириков Петропавловского собора протоиерея Василия Петровича Ивановского, служившего в РПЦ с 1908 года, и диакона Ивана Федоровича Гаврилова.

В том же году вышло секретное постановление: «передать здание Центральному музею ТАССР под антирелигиозный музей (первый этаж) и лекторий с установкой маятника Фуко (второй этаж). Общину перевести в пустующее здание кладбищенской церкви».

В 1939 году собор закрыли, однако маятник Фуко так и не установили. В бывшем храме разместили партийный архив, а в 1964 году в основной части начал работать планетарий. В верхний храм перевели реставрационные мастерские Государственного музея – чудом был сохранен 25-метровый красивейший резной иконостас, выдержавший две реставрации в XIX веке.

Пятьдесят лет спустя Петропавловский собор вернули епархии, и тогда же было возобновлено служение. Интересный факт: службы велись и на русском, и на татарском языке – в нижнем храме собиралась община кряшенов, крещеных татар. Так продолжалось вплоть до 1997 года, когда кряшенам было отдано здание Тихвинской церкви.

Сейчас Петропавловский собор вновь стал центром духовной жизни и продолжает привлекать жителей и гостей города своей особенной красотой: построек такого облика и судьбы в республике совсем немного. Поэтому их значение для культурного наследия особенно важно.

Качества

Мастерство
Упорство

Собор, выстроенный во славу Петра I, не имел аналогов в Казани, поэтому возводившие его мастера учились в процессе, и, даже столкнувшись с обрушением свода, они не отступились и закончили работу

Благодаря упорству и любви прихожан к собору, его облик практически не менялся и дошел до нас в уникальной сохранности

Петропавловский собор

Каждый храмовый комплекс в сущности становится «местом силы», вокруг которого формируется духовное сообщество. Петропавловский собор – место вдвойне особенное: именно здесь собиралась вся православная община, когда другие храмы были закрыты.