«Татарский шитый серебром сапожок» был частью наряда Андрея Болконского, использовался Леоном Бакстом в костюмах для дягилевских «Русских сезонов», поражавших парижскую богему, и цитировался Ивом Сен-Лораном в его знаменитой «Русской коллекции». Мастера Татарстана уже несколько эпох производят действительно традиционную обувь, поддерживающую тренд на аутентичность и «наследственность», захвативший и современную модуТрадиционные сапоги «кун итек», вытачанные из коровьей, козлиной или конской кожи, выбирают и серьезные бизнесмены, и зажиточные фермеры, и любители эпатажного стиля. Методика производства «итек» не подвергалась значительным изменениям с самого 985 года, когда киевский князь Владимир, решившись прийти на Волгу войной, впервые увидел кожаные сапоги на ногах своих противников. Владимир был удивлен тем, что татары – кочевой, казалось бы, народ – могли похвастаться качественно скроенными сапогами, более свойственными жителям оседлых поселений. Удивительно и то, что традиционные силуэт и конструкция продолжают служить «гарантом качества», воспроизводящимся с X века практически без изменений. Тому, что у них на ногах, местные жители издавна уделяли большое внимание. Поэтому у мусульман можно было увидеть простые, но крепкие лапти (чабата) – для тех, кто победнее, а также, к примеру, нарядные ичиги (читек). Были и короткие валенки (киез ката), и высокие (киез итек). В городе в ходу были и туфли из сыромятной кожи, без задников, на твердой кожаной подошве (башмак), которые также расшивались , золотой и серебряной канителью или бисером. Чабата обычно плели старшие домочадцы, которые не могли заниматься тяжелой работой. Различия между лаптями на правую и левую ногу не было – зайдя в любой дом, можно было попросить один лапоть, если какой-то пришел в негодность. Ичиги – это высокие кожаные сапоги с мягким носком и внутренним жестким задником. Кожа, из которой они собирались, могла быть разной выделки: в ходу были сапоги и из тонкой мягкой кожи (сафьяна), и из толстой дубленой (юфти и хрома). Несмотря на консервативность силуэта, изредка мастера вносили в него коррективы: так, на рубеже XIX–XX веков появились даже ичиги на каблуках! Это эффектное стилевое решение было сообразно духу времени: в третьей четверти XIX века религиозные различия отступали перед классовыми, традиционный костюм смешивался со светским, и купцы в сапогах на каблуках становились провозвестниками новой буржуазии. Ичиги – это очень красивая и дорогая вещь, они делаются вручную, с большим мастерством. Автора такой обуви можно сравнить с художником, создающим произведения искусства: недаром мастера все с тем же тщанием расшивают сапоги сложнейшими многоцветными узорами. Ичиги до сих пор можно купить в лавках Казани или заказать их пошив. Раньше на улице на них надевали кожаную обувь с укороченным голенищем, на твердой подошве, с широким каблуком. Зимой – полуваленки, производством которых славится Кукморский завод, исправно снабжавший множество советских хозяйств. Носы у этой обуви загибались вверх, чтобы не царапать землю. Для тепла надевались шерстяные, суконные, холщовые чулки. Были распространены наголенники, по-татарски – «аякчу», а также портянки – «ыштыр». Изготовление ичигов – дело трудоемкое и искусное. Сначала обработанную кожу (телячью или козью) мастер делил по заказам. На одну пару уходило полшкуры. А потом кожу либо кожу расшивали узором в виде цветов и растений, либо мастерицы, используя шелк, хлопок, золотые и серебряные нити, начинали соединять разноцветные детали из кожи особым, казанским, или татарским, швом, когда каждый стежок украшается спиралями из 3–5 навивок, используя шёлк, хлопок, золотые и серебряные нити. Внутреннюю часть обшивали мягким войлоком, овчиной, мехом. Традиционно, еще со времен волжских буолгар, в мозаике татары предпочитали изображать цветы (особенно тюльпаны), птичьи перья, абстрактные фигуры. У мужчин в ходу были и черные ичиги. Известно, что искусно исполненную татарскую обувь охотно носила и знать Российской империи, и граждане республик СССР, - и, как показывает динамика заказов, с теплом к ней относятся и современные жители республики. К примеру, «татарский шитый серебром сапожок» – это часть наряда князя Болконского в «Войне и мире». Позже имчигамии вдохновлялся Лев Бакст, создававший декорации и костюмы для дягилевских «Русских сезонов» в Париже, будораживших весь высший свет. После революции их активно заказывали в Европе, где татарская обувь уже считалась частью русской моды. И даже Ив Сен-Лоран, представивший в 1976 году знаменитую «Русскую коллекцию», также обращался к сапогам с высоким голенищем, где в декоративной строчке безошибочно угадывался татарский шов. |
Качества
|