Успенский собор Свияжска знаменит на весь мир своими фресками – это уникальный памятник древнерусской живописи второй половины XVI века, сохранившийся еще со времен Ивана Грозного.Предположительная дата создания фресок – 1561 год. Авторы неизвестны, ими могли быть художники-монументалисты, присланные митрополитом Макарием. Согласно другой версии, над фресками Успенского собора трудилась целая артель иконописцев, выписанная из Москвы по запросу Гурия, первого архиепископа Свияжского. Свияжские фрески делают интересным то, что в противном случае затерялось бы на страницах учебника: среди них, например, единственное прижизненное изображение Ивана Грозного вместе с его воеводами. Самая известная фреска – апокрифическое изображение святого Христофора с головой лошади. По одному из преданий, святой Христофор был очень красив, и девушки не давали ему прохода. Богобоязненный Христофор молил Бога о том, чтобы его лишили красоты и сопряженных с ней соблазнов. Так он обрел голову лошади. Но даже такая поразительная легенда оказывается исключением из несколько большего исключения. Вплоть до XVIII года святой Христофор в православной и католической традициях выписывался с песьей головой: фрески и иконы, изображающие благочестивого псоглавца, можно найти в разных музеях и частных коллекциях. В 1722 году Священный синод постановил, что святой псоглавец противоречит человеческому естеству. Запрет приняли все, кроме старообрядцев, продолжавших поклонение киноцефалу-чудотворцу. В католической традиции святой Христофор считается покровителем путешественников, а в православной – холостяков. Остальные фрески, живописующие Успение Богородицы, Сошествие Святого Духа и другие традиционные сюжеты, не отличаются подобной скандальностью, зато представляют мастерство иконописцев, уже несколько веков изучаемое агиографами, искусствоведами и художниками. Фрески снаружи Успенского собора не сохранились, а внутри него сейчас проходят реставрационные работы, ведущиеся с перерывами с 1964 года. Перед реставраторами стоит сложная задача: необходимо не просто спасти от забытья оригинальный рисунок, им приходится «убирать» за реставраторами 1899 года, о работе которых остался короткий и показательный отзыв: «Фоны были голубыми. Теперь они стали пепельно-серыми». Площадь из фресок в 1080 квадратных метров реставрируют профессиональные мастера из Москвы и Татарстана. Существуют строго предписанные каноны: изображение должно получиться двухмерным, а образ – словно бы «парить», находиться в воздухе. Писать нужно быстро, твердой и уверенной рукой, иначе штукатурка высохнет до того, как художник успеет нанести краски. Помимо непосредственного нанесения краски, реставрация заключается в уходе за фресками: мастера постоянно следят, чтобы на изображении со временем не появилась плесень или соль, следят за свежей краской, поддерживают температурный режим в помещении храма. Поэтому для свободного посещения Успенский собор пока закрыт. Алина Сафиуллина |
Качества
|