пропустить
Синагога

Синагога

В стоящем на Профсоюзной здании не сразу узнаешь культовое сооружение. Даже сейчас оно выдержано согласно нормам царской России, когда было принято строительство молитвенных домов, ничем не выдающих своего назначения. Однако именно это место и тогда, и сейчас было центром еврейской жизни Казани.

К концу XIX века в Казани жило достаточно много евреев. В частности, это были бывшие солдаты, которые служили до этого в батальонах военных кантонистов, один из которых находился в столице губернии. После отставки они могли жить с семьями вне черты оседлости. Устойчивой общины при этом в Казани не было, судя по оценкам, число ее членов колебалось в 1880–1910 годах от 1500 до 3000 человек. Молитвенные собрания и даже молельные дома в городе устраивались, но на арендованных площадях. Потом в среде евреев появились промышленники, врачи, торговцы, юристы, у которых имелись деньги на строительство синагоги.

Казанская еврейская община официально была учреждена 24 марта 1897 года. За несколько дней до этого, 15 марта 1897 года, было получено разрешение на возведение «молитвенного дома с хозяйственным при нем правлением». Но дело пошло не сразу. Сначала возникли проблемы с выбором территории. К еврейским молитвенным домам предъявлялись особые требования. Скажем, от православных церквей они должны были располагаться на расстоянии хотя бы 100 саженей на одной улице и 50 саженей – на другой.

В 1905-м Казань, как и многие другие города империи, пережила еврейский погром. Однако это только сплотило общину, которая в результате остановилась на Малой Проломной. Купленный в конце 1912 года двухэтажный жилой дом пришлось строить заново из-за того, что фундамент у него практически отсутствовал. Но 12 марта 1915 года молельный дом открыли.

Он состоял из большого двухсветного молитвенного зала, а также большого зала для заседаний и общих собраний прихожан на третьем, надстроенном этаже.

В 1926-м решено было, «учитывая ряд ходатайств общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги... договор, заключенный с еврейской религиозной общиной, расторгнуть, синагогу закрыть, а здание передать Казгорсовету под культурные учреждения трудящихся евреев». В здании разместился Дом работников просвещения. В декабре 1988 года в Казани появилась инициативная группа евреев, годом позже открывшая Клуб еврейской культуры «Менора». Еще в марте 1990-го была зарегистрирована Казанская иудейская религиозная община, которую в сентябре 1994 года возглавили представители движения «Хабад Любавич» израильские раввины Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром.

Евреи активно писали письма властям с просьбой восстановить справедливость и вернуть синагогу. В ноябре 1997 года был подписан указ о передаче Дома работников просвещения общине, в декабре на Хануку (еврейский праздник чуда Храмового очищения) она получила символический ключ от синагоги.

К тому времени здание было практически непригодно для использования – с прохудившейся крышей, оборванной электропроводкой, забитой канализацией. Пришлось вновь все делать заново. И, как в начале века, делали всем городом – помогали деньгами, транспортом, стройматериалами, техникой.

Ныне это поистине центр еврейской жизни. Здесь работают Республиканский благотворительный фонд «Еврейский центр «Хэсэд Моше», представительство Еврейского агентства в России («Сохнут»), общинная библиотека, музей еврейской общины Казани, молодежный еврейский центр «Афифон», детская воскресная школа. Любопытно, что светская и религиозная части здания гармонично соседствуют друг с другом. Это объясняется еврейским восприятием синагоги. Дословный перевод слова «синагога» с иврита – «бейт кнесет», «дом собраний», объединяющий евреев и друзей общины под одной крышей, дающий чувство единства и сопричастности.

Главное место в синагоге – это молельный зал, аккуратный и уютный. В нем все как полагается: ряды лавок, отдельные мужская и женская половины. Красивейший резной синагогальный ковчег из ценных пород дерева – хранилище для свитков Торы. И возвышение для их чтения, бима, покрытое старейшей скатертью, сохранившейся со времен Второй мировой войны и возвращенной синагоге.

В синагоге почти всегда людно. Вы обязательно встретите раввина иудейской общины рава Ицхака Горелика, детей, постигающих азы иврита и традиции еврейского народа, молодежь, собравшуюся, чтобы вместе встретить святой для евреев день – Субботу. Чувство общности, единства – вот что собирает самых разных людей под крышей синагоги.

Качества

Единство

Синагога сейчас – центр еврейской жизни. Здесь работают благотворительный фонд, представительство Еврейского агентства в России, общинная библиотека, музей еврейской общины Казани, посещаемый всеми национальностями молодежный еврейский центр «Афифон», детская воскресная школа

 

Синагога

В стоящем на Профсоюзной здании не сразу узнаешь культовое сооружение. Даже сейчас оно выдержано согласно нормам царской России, когда было принято строительство молитвенных домов, ничем не выдающих своего назначения. Однако именно это место и тогда, и сейчас было центром еврейской жизни Казани.