После взятия Казани Иваном Грозным мусульмане были выселены на окраину города. Татарский район, сформировавшийся за Булаком на границе городского посада, со временем стал называться Старо-Татарской слободой. Несколько веков здесь сохранялись и развивались традиции и культура татарского народа.Только небольшая часть татар, по-видимому, лояльная русскому царю, могла селиться недалеко от Казани, к западу от канала-протоки Булак и озера Нижний Кабан. В 1767 году императрица Екатерина II прибыла в Казань. Во время встречи представителей мусульманской общины она дала личное разрешение на постройку двух белокаменных мечетей в слободе, очень уж императрице понравились подарки татар и их гостеприимство. А в 1773 году вышел указ «О терпимости всех вероисповеданий», который впервые, с некоторыми ограничениями, ввел принцип свободы вероисповедания. С этой поры слобода становится культурно-религиозным центром Казани. К середине XIX века у слободы было три исторические части: торговая – на севере, культурно-жилая – в центре и промышленная – на юге. На севере слободы, в центре, располагались Сенной базар и Сенная мечеть, ныне мечеть Нурулла, здесь стояли гостиничные и торговые здания. Центром слободы являлась Юнусовская площадь. Среди сохранившихся в Старо-Татарской слободе построек XVIII–XIX веков есть здания в стиле барокко, классицизм и эклектика. Их характерной особенностью является сочетание русской и татарской архитектурной традиции. История слободы сохранила немало фамилий татарских богатых помещиков и купцов. В южной части слободы разместились крупнейшие промышленные предприятия своего времени – мыловаренно-химический завод (сейчас «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда. Многие богатые семьи оставили после себя историческое наследие: это шикарные особняки, глядя на которые можем представить, как жила татарская знать несколько веков назад. Это, например, дома Юнусовых-Апанаевых, Марджани, Сабитова, Исанбаевых. Также сохранились исторические мечети, которые строились на пожертвования купцов- благотворителей и стараниями имамов – их именами народ и называл эти храмы и центры сбора общин: Азимовская, Апанаевская, Галеевская мечети... В прошлом году Старо-Татарскую слободу начали восстанавливать. Преобразилась набережная Марджани, а пешеходная улица Каюма Насыри, верится, составит в будущем конкуренцию улице Баумана. Здесь проходят фестивали, работают рестораны, а мечеть аль-Марджани, как и в былые времена, является духовным центром мусульман Казани. |
Качества
|