пропустить
Старо-татарская слобода

Старо-татарская слобода

После взятия Казани Иваном Грозным мусульмане были выселены на окраину города. Татарский район, сформировавшийся за Булаком на границе городского посада, со временем стал называться Старо-Татарской слободой. Несколько веков здесь сохранялись и развивались традиции и культура татарского народа.

Только небольшая часть татар, по-видимому, лояльная русскому царю, могла селиться недалеко от Казани, к западу от канала-протоки Булак и озера Нижний Кабан.

В 1767 году императрица Екатерина II прибыла в Казань. Во время встречи представителей мусульманской общины она дала личное разрешение на постройку двух белокаменных мечетей в слободе, очень уж императрице понравились подарки татар и их гостеприимство.

А в 1773 году вышел указ «О терпимости всех вероисповеданий», который впервые, с некоторыми ограничениями, ввел принцип свободы вероисповедания. С этой поры слобода становится культурно-религиозным центром Казани.

К середине XIX века у слободы было три исторические части: торговая – на севере, культурно-жилая – в центре и промышленная – на юге. На севере слободы, в центре, располагались Сенной базар и Сенная мечеть, ныне мечеть Нурулла, здесь стояли гостиничные и торговые здания. Центром слободы являлась Юнусовская площадь.

Среди сохранившихся в Старо-Татарской слободе построек XVIII–XIX веков есть здания в стиле барокко, классицизм и эклектика. Их характерной особенностью является сочетание русской и татарской архитектурной традиции.

История слободы сохранила немало фамилий татарских богатых помещиков и купцов. В южной части слободы разместились крупнейшие промышленные предприятия своего времени – мыловаренно-химический завод (сейчас «Нефис-косметикс») и пивной завод Петцольда. Многие богатые семьи оставили после себя историческое наследие: это шикарные особняки, глядя на которые можем представить, как жила татарская знать несколько веков назад. Это, например, дома Юнусовых-Апанаевых, Марджани, Сабитова, Исанбаевых.

Также сохранились исторические мечети, которые строились на пожертвования купцов- благотворителей и стараниями имамов – их именами народ и называл эти храмы и центры сбора общин: Азимовская, Апанаевская, Галеевская мечети...

В прошлом году Старо-Татарскую слободу начали восстанавливать. Преобразилась набережная Марджани, а пешеходная улица Каюма Насыри, верится, составит в будущем конкуренцию улице Баумана. Здесь проходят фестивали, работают рестораны, а мечеть аль-Марджани, как и в былые времена, является духовным центром мусульман Казани.

Качества

Традиция

Старо-Татарская слобода – это естественно сложившийся памятник традиционной городской культуры татар XVIII – начала XX веков, который сохранился до наших дней

В прошлом году Старо-Татарскую слободу начали восстанавливать. Преобразилась набережная Марджани, а пешеходная улица Каюма Насыри, верится, составит в будущем конкуренцию улице Баумана

Татарская слобода

После взятия Казани Иваном Грозным мусульмане были выселены на окраину города. Татарский район, сформировавшийся за Булаком на границе городского посада, со временем стал называться Старо-Татарской слободой. Несколько веков здесь сохранялись и развивались традиции и культура татарского народа.