Современный Татарстан и Волжскую Булгарию разделяют века, однако булгарская культура кажется близкой и очень знакомой даже сейчас. Булгария была богатым государством, влиявшим на жизнь окружающих земель и отличавшимся развитой культурой. Она заложила ценностную основу для развития всего Поволжья. Изучение булгарского наследия позволяет многое понять и в событиях минувших лет, и в моменте текущем.В 922 году булгарский хан Алмуш (Алмас) провозгласил ислам официальной государственной религией. В Булгар приходит посольство багдадского халифа, секретарь посольства Ибн-Фадлан оставил знаменитую «Рисаля» («Записку») об этом путешествии. Это было первое свидетельство арабских путешественников о культуре Булгарии. Мусульманская культура прочно вошла в Волжскую Булгарию, повлияв на духовность, быт, особенности благоустройства, архитектуры, науки и философии. Плацдарм для такого интеллектуального роста был создан талантливыми купцами, обратившими местоположение Булгарии в коммерческое преимущество: через нее проходил единственный торговый путь, соединяющий Запад и Восток. Здесь торговали пшеницей, мехами, специями, медом, скотом, невольниками, сырьем и продукцией булгарских ремесленников. Влияние богатого государства распространилось на огромную территорию, включавшую не только земли современного Татарстана, но и Ульяновскую, Самарскую, Пензенскую области и Чувашию. Столицей государства был город Биляр, в русских летописях его называли «великим городом»: он поражал своими размерами и богатством. Развивались города поменьше: Сувар, Сендер, Сеггет, Кернек, Булгар, Арча и другие. Булгар был толерантным богатым городом с восточными культурой и укладом жизни: здесь чеканили свою монету, проводили время в восточных банях, центр города был замощен камнем, а на площадях били фонтаны. А в Биляре собралось несметное количество национальностей: до него добирались греческие, армянские, арабские и даже галльские купцы, регулярно наведывались русичи – то с дарами, то с набегами; про Булгарию писал в своих «Хождениях» русский Марко Поло – купец Афанасий Никитин. Приблизительно в XIII веке началось каменное строительство: были возведены мечети, в том числе и великолепная Соборная мечеть, восточные бани с подземной системой отопления (их руины сейчас обозначаются как Ханская баня), Черная и Белая палаты, мавзолеи (лучше других сохранились остатки Ханской усыпальницы, Северного и Восточного мавзолеев), город связала водопроводная система. Во второй половине XIV века поднялись крепостные стены. Частью укреплений, возможно, является и недостроенное каменное сооружение – Малый городок. По различным сведениям, булгары были скорее мирным народом; явную неприязнь они питали к хазарам. Даже русы, с которыми отношения были весьма натянутыми, порой получали от Булгарии неожиданную поддержку. Например, когда Золотая Орда начала свое неумолимое наступление на запад, именно булгары помогли жителям осажденного Саратова, обеспечив голодающее население целого города необходимым количеством хлеба. Именно Золотая Орда сыграла роль ластика, которым История постаралась стереть память о Булгаре, поначалу подчинив себе всю территорию Волжской Булгарии в 1236 году, а затем практически уничтожив государство в XIV веке. Возможно, именно из-за жестокой расправы, учиненной над столь многослойной культурой, современные историки с таким интересом пытаются восстановить мозаику, торговых, военных и бытовых связей, которые поддерживали жители Булгара с окружающими царствами. Для их изысканий достаточно материала, сегодня известно более двух тысяч булгарских памятников X–XIV веков, и большинство из них находится на территории Татарстана, ставшего преемником многих культурных традиций государства древних булгар. На месте богатых когда-то городов Волжской Булгарии сейчас созданы заповедники: историко-культурный заповедник «Джукетау», историко-археологический музейный комплекс «Елабужское городище» и, конечно, музей-заповедник «Великий Болгар». |
Качества
|