пропустить
Мечеть Усмановская

Мечеть Усмановская

Усмановская мечеть – яркий пример эклектичной культовой архитектуры: ее построили русские мастера, которые объединили имперские и восточные стили и даже спроектировали минарет в аутентичном булгарском стиле. Многие жители Казани называли мечеть Красной. Ее красота была выше всех религиозных различий.

Усмановская мечеть известна жителям под многими именами: Султановская, Красная, Зиганши-бая и Восьмая соборная.

Она была построена в 1868 году рядом с первым татарским кладбищем. Сейчас на этом месте находится колхозный рынок. Построил мечеть архитектор Петр Романов, по его проекту была также возведена Апанаевская мечеть и два казанских медресе. Средства на строительство выделил купец первой гильдии Зиганша Усманов – в его честь приход и назвали Усмановским.

Усманов вышел из крестьян, зарабатывал продажей сырья и пушнины, управлял мыловаренным заводом, текстильной фабрикой и доходными домами. Словом, был одним из самых богатых людей города.

Шигабутдин Марджани говорил о нем: «Аллах свидетель, сколько добрых дел совершил этот человек!» Еще в начале строительства знаменитый татарский богослов и просветитель установил точное направление на Мекку, а уже после открытия первым прочитал в Усмановской намаз. При храме работало медресе «Усмания», в котором преподавался в том числе и русский язык.

За свою жизнь Зиганша немало помог татарам Казани: все, кого он поддерживал словом и делом, собрались на его похороны. Позже опекать мечеть взялись его братья Тагир и Мухаметшакир, а также купец Мухаметсадык Галикеев. В конце XIX века за поддержку взялся его сын Султан Абдулгазиз – так за мечетью закрепилось и название «Султановская».

Она была построена рядом с православной Тихвинской церковью и зафиксировала редкий случай близкого расположения мусульманского храма и церкви. Казанский архиерей Антоний был чрезвычайно этим возмущен и писал официальную жалобу, в которой говорил, что мечеть «есть явное унижение для достоинства» православной общины.

Он определенно драматизировал ситуацию: расположение мечети скорее способствовало диалогу культур. Вполне возможно, что одно из названий мечети, Красная, было подарено ей именно на русской половине города. Ее называли так вовсе не за цвет стен, испокон веков бывших зелеными: «красный» означало «красивый». Этот эпитет заслуженно закрепился за мечетью.

Татарскими религиозными постройками в то время занимались русские архитекторы. Они изучали существующие восточные религиозные сооружения и при этом зачастую вносили в свои проекты элементы западной и русской архитектуры. Не стала исключением и Усмановская мечеть Романова. Основное здание решено в романском стиле; простота и основательность ее форм вдохновлена постройками раннесредневековой Франции. При этом минарет – один из редких примеров стилизации под постройки золотоордынской эпохи, которые в аутентичном состоянии сохранились только в Болгаре и Касимове.

Зрительно он отделен от здания и не касается крыши дома, как это традиционно принято. После закрытия мечети в 1931 году минарет был снесен. В 1981 году здание храма взято под государственную охрану как памятник архитектуры. Восстановили ее только после распада Советского Союза. Нынешний минарет появился на старом месте уже в 1990 году, а в 1994-м мечеть возвращена верующим, руками прихожан осуществлены вся отделка и восстановление интерьеров.

Качества

Единство

Минарет Усмановской мечети – уникальный пример стилизации под постройки золотоордынской эпохи

Усмановская мечеть в Казани одновременно напоминает постройки древнего Булгара и здания в романском стиле

Мечеть Усмановская (Султановская)

Усмановская мечеть – яркий пример эклектичной культовой архитектуры: ее построили русские мастера, которые объединили имперские и восточные стили и даже спроектировали минарет в аутентичном булгарском стиле. Многие жители Казани называли мечеть Красной. Ее красота была выше всех религиозных различий.