Свияжский Богородице-Успенский монастырь – старейший миссионерский центр Казанской епархии. Отсюда православие начало распространяться по всему Поволжью. Островная обитель – место, где сохранились выдающиеся образцы творчества мастеров средневекового зодчества и живописи.Монастырь основан одновременно с образованием Казанской епархии. С 1555 года до середины XVIII века это главный духовно-просветительский и миссионерский центр всего Среднего Поволжья. Отсюда православие распространялось среди населявших регион марийцев, чувашей, мордвы и татар. Монастырь во времена своего расцвета входил в число крупнейших в России. Его архитектурный ансамбль создавался зодчими из Пскова, предположительно Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Постник строил храм Василия Блаженного, а вместе они возводили стены Кремля, Спасскую башню и Благовещенский собор. Древнейшие храмы монастыря – Никольская церковь и Успенский собор – шедевры русского зодчества ХVI века. Успенский собор построен по подобию храмов Киево-Печерской лавры. На его возведение ушло четыре года – он был завершен в 1555 году. Тот факт, что собор изначально возводили в камне, подчеркивает важность Свияжска как опоры православия и государственности. По своей архитектуре собор – это один из самых поздних в России памятников лаконичного псковско-новгородского зодчества. В ХVIII веке Успенский храм был дополнен бутонообразным куполом в стиле украинского барокко и узорным кокошником. Храмов, сочетающих в себе этот стиль и средневековую русскую архитектуру, в России единицы. Наружная фресковая живопись не уцелела, но зато и сейчас можно оценить уникальность многокрасочной внутренней росписи – это примерно 1080 квадратных метров интерьера храма. В соборе сохранился полный цикл стенной живописи XVI века, историю фресковой живописи этого периода можно изучать либо здесь, либо в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле, и более нигде. Так, изображение святого Христофора – это единственная в мире фреска, где святой запечатлен с головой лошади. А иконы иконостаса Успенского собора, редчайшие образцы церковной живописи XVI века, были перенесены в 1970-е годы после реставрации в Государственный музей изобразительных искусств республики. После революции монастырь закрыли. Рака с мощами святителя Германа была сокрыта до 2000 года под престолом маленького храма Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище Казани, который с 1939 по 1946 год был единственным действующим храмом столицы республики. А на территории Богородице-Успенского монастыря до 1994 года размещалась психиатрическая колония. В 1997 году обитель была официально возрождена. Теперь это не только уникальный памятник средневековой архитектуры, который ежегодно посещают тысячи туристов, но и действующий мужской монастырь. |
Качества
|